В песке раскопали коррупционный скандал
В письме президенту Владимиру Путину омский предприниматель описал скандальную схему поставок материалов для дорожного строительства в регионе. Анонимный автор заявляет о коррупционных схемах в действиях госпредприятий Омской области.
Еще в конце апреля на портале неофициального обращения к президенту Владимиру Путину «написать-письмо-путину.рф» было опубликовано анонимное сообщение, обличающее чиновников регионального правительства. Только в июле письмо Путину попало во внимание СМИ и теперь может стать самым громким региональным скандалом этого лета. Автор сообщения, пожелавший остаться инкогнито, приводит пример организации закупок материалов, проводимых казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Омской области» (УДХ).
Я к вам пишу
24 января 2014 года учреждение подвело итоги электронного аукциона на поставку песка, щебня и прочих материалов для ремонта дорог на общую сумму 87,4 млн рублей. В торгах приняли участие 3 компании — ООО «Сибирская нерудная компания» (СНК), ООО «Сибирская Строительно-Сырьевая Компания» (СССК) и ОАО «Омская топливная компания» (ОТК). Победила в аукционе СНК, предложив наименьшую цену контракта. Однако 17 марта заказчик в одностороннем порядке отказался от его исполнения.
А спустя неделю, 26 марта, УДХ объявило новый конкурс в виде запроса предложений по тем же лотам и практически по аналогичной сумме в 87,2 млн рублей. На этот раз без понижения цены в конкурсе победило ОАО «Омская топливная компания».
Автор письма президенту обращает внимание на завышенную стоимость поставляемых материалов. По его словам, указанная в контракте цена в 2 раза выше рыночной.
Далее аноним приводит в пример еще несколько конкурсов, проведенных дорожно-строительными предприятиями (ДРСУ) Омской области, в которых при странных обстоятельствах побеждала ОТК.
«Данные конкурсы были проведены в 2014 году, контракты по ним заключены без снижения начальной (максимальной) цены (цена на поставляемый товар выше рыночной на 25-35%), и везде указан срок поставки — 1 день. Невозможно выполнить поставку за такой период», — сообщает автор.
Почти во всех конкурсах конкурентом ОТК выступала СССК, исходя из чего автор предполагает, что эти организации взаимо-связаны, а конкурент является подставным.
В заключение неизвестный бизнесмен просит принять меры по пресечению по его версии коррупционной деятельности руководства УДХ, а заодно и экс-министра имущественных отношений Вадима Меренкова, бывшего первого замгубернатора Юрия Гамбурга, пребывающего в данный момент в СИЗО, и некоего господина Агаркова, которого автор называет двоюродным братом губернатора Омской области Виктора Назарова.
Песочные войны
Как ранее сообщалось в СМИ, директора «Сибирской нерудной компании» Александра Зиновьева якобы пытались вынудить отказаться от контракта с облправительством. 21 января состоялось предварительное рассмотрение заявок, по результатам которого «Сибирская нерудная компания» была допущена к участию в аукционе.
«А 22 января ко мне подъехал Андрей Иванович Молчанов, представившийся советником министра развития транспортного комплекса Омской области Олега Владимировича Илюшина, и провел беседу, суть которой была в настоятельной рекомендации не участвовать в данном аукционе, так как аукцион готовится под конкретную компанию — ОАО «Омская топливная компания», — цитирует предпринимателя еженедельник «Коммерческие вести». Зиновьев рассказал в газете, что ему якобы пригрозили административным давлением, непринятием товара и последующей неоплатой в случае, если его компания примет участие и выиграет аукцион.
Комментируя ситуацию «Деловому Омску», Александр Зиновьев рассказал, что, несмотря на трения, за период с 19 по 28 февраля его компания в рамках контракта завезла в различные ДРСУ более 7 тыс. тонн песка. Затем, по словам предпринимателя, на компанию действительно было оказано административное давление.
Во-первых, ДРСУ отказывались принимать поставляемый в рамках контракта материал, не запуская автосамосвалы с песком на свою территорию. А некоторые учреждения не подписывали документы о принятии груза, ссылаясь на соответствующее распоряжение замдиректора УДХ по правовым вопросам Александра Сахарова и замдиректора по строительству, ремонту и эксплуатации дорог Александра Васильева.
«Мы поставили материалов на 7 млн рублей. И в связи с тем, что документы о приемке до сих пор не подписаны, а грузы находятся на территории ДРСУ, обратились в прокуратуру с заявлением о хищении», — поясняет Александр Зиновьев.
Во-вторых, сразу после расторжения контракта УДХ обратилось за банковской гарантией, составляющей 10% от суммы контракта — 8,7 млн рублей, которую предполагалось списать со счета СНК. Эта сумма полагалась УДХ в качестве неустойки.
И, наконец, в-третьих, госучреждение подало заявление на включение СНК в реестр недобросовестных поставщиков — это черный список портала госзакупок. Оказавшись там, организация в течение двух лет не может участвовать в торгах и имеет пожизненное клеймо на репутации.
«УДХ торопилось и действовало в пятницу. Это дало нам возможность, обратившись в суд, приостановить выплату банковской гарантии и попадание в реестр недобросовестных поставщиков», — говорит Зиновьев.
А 14 июля арбитражный суд удовлетворил иск «Сибирской нерудной компании» к КУ «Управление дорожного хозяйства Омской области», признав незаконным односторонний отказ от конкурса.
«Песок «Сибирской нерудной компании» до сих пор лежит у нас на территории, — комментирует директор Называевского ДРСУ Дмитрий Мальцев. — Так как заказчик конкурс отменил, мы его не использовали. В работу идет тот, что поставила «Омская топливная компания». Нас удовлетворяет качество обеих поставок».
Новая игра
Видимо, избегая повтора ситуации, когда победителем конкурса может стать сторонняя компания, УДХ изменило правила игры. Теперь в торгах в качестве критерия выбора победителя отсутствовал приоритет цены. В новом конкурсе от 26 марта стоимость контракта имела 20-процентное значение в критериях оценки поставщика. Прочие показатели, такие как количество единиц техники, число работников организации, отсутствие негативного опыта работы с заказчиком и даже количество благодарственных писем в совокупности составляли 70% успеха.
На практике это выглядит примерно так: организация А, предлагающая цену на треть ниже организации Б, но не имеющая, скажем, должного количества Почетных грамот, проигрывает в конкурсе. Стоит ли говорить в данном случае о добросовестной конкуренции?
По мнению УФАС, куда СНК обратилась за справедливостью, критерии конкурса полностью определяет заказчик. Задача поставщика — им соответствовать.
Конкурентным преимуществом «Омской топливной компании» стало указание периода поставок в 1 день. По мнению участников рынка, указанные сроки — априори не выполнимы. Однако, неисполнение обязательств признается таковым в случае жалобы заказчика. А жалобы не было.
В Управлении дорожного хозяйства Омской области, куда «ДО» обратился за пояснением, избежали общения с прессой, отказавшись предоставить оперативный комментарий.
А вот гендиректор ОТК Александр Медведев пояснил, что в конкурсной документации указывалось, что поставки за 1 день имеют заявочный характер.
«Заказчик может запросить 15 тонн в Муромцево, 10 тонн в Называевск, и мы вынуждены будем поставить», - рассказал Александр Медведев.
Сразу несколько директоров районных ДРСУ на условиях конфиденциальности рассказали «ДО», что министерство развития транспортного комплекса Омской области устным распоряжением рекомендовало дорожно-строительным управлениям использовать в работе только материал заказчика — УДХ. Иными словами, проведение самостоятельных тендеров на приобретение материалов было запрещено.
«Мы вынуждены были приобрести у «Омской топливной компании» песок за 9 млн рублей. На рынке песок обошелся бы нам в 6 миллионов. Получается, 3 млн рублей — потерянная прибыль нашего предприятия», — сетует директор одного из ДРСУ.
Интересен и другой факт. Выигрывая заказы от УДХ, «Омская топливная компания» проводит собственные аукционы. Как компания со 100-процентным госучастием ОТК не может нанимать субподрядчиков на стороне и вынуждена пользоваться системой госзакупок. Примечательно, что практически во всех случаях организации торгов ОТК использует способ закупки у единственного поставщика. Львиную долю в них забирает ООО «МежРегионТранс».
Откуда ноги растут
Чтобы понять связь заказчика — казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Омской области» и поставщика — ОАО «Омская топливная компания», стоит обратиться к списку их учредителей.
Согласно выписке с сервера раскрытия информации «СПАРК-Интерфакс» УДХ учреждено в 2002 году Комитетом по управлению имуществом Омской области, прекратившим свою деятельность при преобразовании в апреле 2013 года. В настоящее время учредителями являются министерство имущества Омской области (и. о. руководителя — Виктор Соболев) и министерство строительства и ЖКК Омской области (руководитель — Станислав Гребенщиков).
Учредителем ОАО «Омская топливная компания» являлся все тот же упраздненный Комитет по управлению имуществом Омской области (доля — 100%), а ныне его заменяет минимущества Омской области. В число аффилированных лиц организации входят чиновники облправительства. Так, председателем совета директоров (наблюдательного совета) является министр Станислав Гребенщиков. В составе совета директоров значатся представители региональных министерств: экономики, транспорта, строительства, имущества, а также генеральный директор ОАО «ОТК» Александр Медведев.
Учитывая, что собственником и заказчика, и подрядной организации является минимущество Омской области, неудивительно, что аноним, написавший письмо Путину, требует проверки его экс-главы Вадима Меренкова. Министр строительства и ЖКК Станислав Гребенщиков также может представлять интересы обеих организаций. Один из собеседников «ДО» в областном правительстве даже заявил, что подобная практика проведения закупок — вполне в стиле минстроя. Наконец, руководитель регионального минтранса Олег Илюшин, в чьей вотчине проходят закупки, также может являться заинтересованным лицом.
Читать полностью - http://dpomsk.ru/society/3858-v-peske-raskopali-korruptsionnyj-skandal